Назад
Иллюзия выбора или как работает Ego-функция

 

В этом тексте я поделюсь некоторыми соображениями об особенностях работы Ego-функции в рамках представления о теории Self.  

 

Для начала определимся с терминологией. Концепция Self является специфическим понятием гештальт-терапии. Self не является синонимом понятия самости в психоаналитическом представлении - это не  некоторое сущностное ядро, являющееся результатом ранних идентификаций, а скорее процесс их присваивания. Self имеет свою структуру, которая не является фиксированной, а возникает только в процессе контакта, поэтому лучше говорить о функциях Self, чем о ее частях. Self это совокупность процессов, обеспечивающих протекание контакта организма со средой. Это тот уникальный стиль взаимодействия личности со своим окружением, который в момент здесь-и-сейчас определяет ее интенциональность и включенность, маркирует выход за пределы индивидуальности и готовность приобретать новый опыт.

 

Self состоит из следующих функций. Функция Id отвечает за проявления телесности. Мы знаем, что любые психические феномены начинаются в теле, человек погружен в непрерывный поток недифференцированных телесных ощущений, из которых впоследствии формируется фигура потребности. Рersonality связывает единичный опыт, полученный функцией Id, в связную картину и является его результатом, то есть более или менее целостной идентичностью. Здесь мы наблюдаем не просто известную бинарную оппозицию между эмоционально-чувственным полюсом и когнитивным. Через отношения Id и Personality становится ясно, что не все случившееся может быть ассимилировано как опыт и не ко всему, что может стать опытом имеется открытость. То есть эти две функции обладают способностью ко взаимному влиянию.

 

Самой загадочной в этой троице является функция Ego. В традиционном понимании под ней понимают функцию выбора, или принятия решения о том, что такое хорошо и что такое плохо, то есть последовательно отождествление и разотождествление с теми объектами среды которые подходят для удовлетворения потребности Id. Другими словами, субъект ориентируется в своем окружении с помощью функции Ego, которая является своеобразной стрелкой компаса, указывающей правильное направление. Причем если стрелка компаса всегда ориентирована на север, то в психическом компасе, который осуществляет сознательный выбор, север может оказываться где угодно. Другими словами, сознательный выбор далеко не всегда является адекватным и, более того,, окончательным.

 

Такое понимание работы функции Ego как последовательное сравнение потребности с тем, что может предложить мир для того, чтобы выбрать из его многообразия наиболее релевантный ответ, хорошо подходит для описания простых решений - из какой чашки я буду сегодня пить: красная нет, черная нет, желтая да - но совершенно не годится для чего-то более сложного, особенно если это касается невротической ситуации. То есть такого выбора, который нуждается в учете двух противоположных тенденций, одна из которых к тому же является неосознанной. В результате мы можем наблюдать ситуацию, когда сознательный выбор не просто не приносит удовлетворения, но и является источником психических страданий, поскольку сознательно выбрать еще не значит поддерживать именно это.

 

Поэтому здесь я хочу сделать маленькое, но важное замечание. Ego это не функция выбора, это функция опознавания выбора, который уже сделан в недрах функции Id. Другими словами, выбор всегда делается неосознанно. Подобно тому, как осознавание потребности осуществляется в конце фазы преконтакта, так и выбор делается до того, как заработает функция Ego. Которая на самом деле или позволяет осознать, как этот выбор был сделан или в худшем случае, придумывает новый выбор который не имеет отношения к насущной потребности. Мы не выбираем, что нам хотеть, но обнаруживает, что уже  хотим.

 

Для иллюстрации этой идеи можно провести простой мысленный эксперимент. Все мы хотя бы раз в жизни подбрасывали монетку для того, чтобы сделать выбор в равнозначных по ценности ситуациях. Некоторые из нас при этом испытывали легкое чувство иррациональной досады и облегчения, если делали еще одну попытку. Другой широко известный пример - сопротивление.  В сопротивлении важно не сознательное обоснование, а избегание осознавания некоторых более важных процессов.

 

Большая часть сложных выборов делается неосознанно, однако при этом выбор считается состоявшимся, поскольку он дополняется сознательной моделью, которая искажает базовое решение. Если бы все выборы были сознательными, тогда модель невроза не могла бы выполнять свою регулирующую функцию. Таким образом, функция Ego скорее принимает решение о том, что делать с выбором, который уже осуществился.

 

Есть мнение, что свобода это осознанная необходимость. Я бы сказал, что свобода это предельная необходимость, когда я не могу не быть тем, кем я являюсь. Свобода это естественное состояние принужденности не изменять себе. Так же обстоят дела и с выбором. Выбор не может быть произвольным и если он становится таковым, то это не выбор, а обман, избегание того выбора, который не состоялся. Для выбора необходимо, чтобы субъект был захвачен желанием и адресат этого желания может быть только один. Все остальное - это иллюзия выбора, перебор одинаково безразличных вариантов избегания встречи с собой.

 

Гештальт-терапия работает со слабостью Ego-функции, которая становится предсказуемой, с одной стороны, и излишне самонадеянной, когда берет ответственность за выбор на себя, с другой. Фукнция Ego может сводить спонтанность контакта к контролируемому повторению и в этом месте возможность делать выбор исчезает. Тогда функция Ego нуждается в деконструкции и перезагрузки.  

 
12310
Поделиться
#бессознательное
#осознавание
#психосоматика
#андреянов алексей
#привязанность
#интерсубъективность
#идентичность
#константин логинов
#седьмойдальневосточный
#Хломов Даниил
#коктебельский интенсив 2018
#перенос и контрперенос
#диалог
#символизация
#психическое развитие
#Коктебельский интенсив-2017
#четвертыйдальневосточный
#коневских анна
#лакан
#шестойдальневосточный
#азовский интенсив 2017
#третийдальневосточный
#развитие личности
#Групповая терапия
#психологические границы
#новогодний интенсив на гоа
#галина каменецкая
#пограничная личность
#пятыйдальневосточный
#зависимость
#объектные отношения
#федор коноров
#видеолекция
#вебинар
#завершение
#сепарация
#стыд
#психические защиты
#партнерские отношения
#символическая функция
#кризисы и травмы
#проективная идентификация
#катерина бай-балаева
#буддизм
#психологические защиты
#желание
#динамическая концепция личности
#наздоровье
#агрессия
#людмила тихонова
#тревога
#эссеистика
#эдипальный конфликт
#ментализация
#слияние
#контакт
#экзистенциализм
#эссенциальная депрессия
#посттравматическое расстройство
#материалы интенсивов по гештальт-терапии
#зависимость и привязанность
#4-я ДВ конференция
#травматерапия
#неопределенность
#елена калитеевская
#Хеллингер
#работа горя
#VI Дальневосточная Конференция
#привязанность и зависимость
#5-я дв конференция
#Семейная терапия
#психотерапия и буддизм
#сновидения
#работа психотерапевта
#пограничная ситуация
#панические атаки
#сеттинг
#кризис
#сообщество
#алкоголизм
#гештальтнакатуни2019
#невротичность
#переживания
#депрессия
#От автора
#теория Self
#хайдеггер
#леонид третьяк
#постмодерн
#даниил хломов
#экзистнециализм
#научпоп
#Индивидуальное консультирование
#осознанность
#свобода
#самость
#шизоидность
#сухина светлана
#денис копытов
#теория поля
#эмоциональная регуляция
#расщепление
#контейнирование
#лекции интенсива
#мышление
#сопротивление
#гештальт терапия
#кернберг
#что делать?
#гештальт на катуни-2020
#теория поколений
#алла повереннова
#конкуренция
#Архив событий
#латыпов илья
#азовский интенсив 2018
#выбор
#василий дагель
#философия сознания
#Новости и события
#клод смаджа
#время
#Другой
#постнеклассическая эпистемология
#постмодернизм
#вытеснение
#интроекция
#самооценка
#Тренинги и организационное консультирование
#гештальт-лекторий
#евгения андреева
#психическая травма
#self процесс
#семиотика
#коктебельский интенсив 2019
#случай из практики
#Обучение
#цикл контакта
#невроз
#галина елизарова
#юлия баскина
#Ссылки
#архив мероприятий
#елена косырева
#Мастерские
#алекситимия
#эмоциональное выгорание
#разочарование
#делез
#гештальнакатуни2020
#проекция
#поржать
#костина елена
#елена чухрай
#онкология
#полночные размышления
#меланхолия
#тренинги
#отношения
#Боуэн
#означающие
#полярности
#теория и практика
#психотерапевтическая практика
#дигитальные объекты
#оператуарное состояние
#анна федосова
#медитация
#феноменология
#истерия
#шопоголизм
#владимир юшковский
#признание
#структура психики
#личная философия
#психоз
#Бахтин
#ответы на вопросы
все теги
Написать комментарий:
Имя
Фамилия
Комментарии
Отправить
Вам так же могут
понравится эти статьи:
Ресурс незавершенности или где взять энергию для жизни?
Понятие незавершенных ситуация широко используется в гештальт-терапии. С одной стороны, весь человеческий опыт направлен на то, чтобы ставить перед собой задачи и достигать их максимально короткими путями, обеспечивая тем самым эффективную и качественную адаптацию в среде. Незвершенные ситуации это обуза, которую человек тащит за собой, тяжкая ноша, которую не получается сбросить и с которой не ясно, что делать. Между тем, прелесть незавершения заключается в том, что завершенность предполагает один-единственный вариант развития событий, тогда как в незавершенности сохраняется магическое очарование многих возможностей. Таким образом, в незавершенности всегда отсутствует последний шаг, который превращает завершенную ситуацию в необратимую. Незавершенные ситуации это галочки, поставленные в трудных местах текста, к которым хочется вернуться еще раз и прочесть их уже другим человеком, открывая новые, недоступные ранее грани смыслы. Незавершенные ситуации это текстуальные референции к прошедшим события, людям и временам, которые единой нитью сшивают различные части жизни, делая человека по настоящеиу цельным, а идентичность - непрерывной. Незавершенные ситуации это приправа из горьких трав, которая делает основное блюдо пикантным, а плавное скольжение человека из рождения в смерть - не таким легкомысленно скучным. Незавершенные ситуации это способ преодоления привычной семантической обреченности. Примерно такой текст можно было  написать, если бы мы хотели оставить читателя один на один с этой темой. Однако,  наш опыт подсказывает, что возможность проверить утверждения гораздо ценнее, чем сами утверждения, которые могут быть истинными для одного и совершенно безразличными для другого. Поэтому мы приглашаем проверить эти утверждения на мастерской. Тезисы, выносимые в качестве теоретической "затравки": - незавершенные ситуации аккумулируют большое количество неразвернутой энергии; - энергию, аккумулированную в прошлом, можно использовать в настоящем; - для высвобождения неразвернутой энергии и, соответственно, дестабилизации ригидной системы отношений, необходим приток энергии "психологического "поля. Другими словами, через призму группового сознания, человек как будто знакомится с тем, что никогда не случится в его собственной жизни, а именно - с элементами жизни других людей, тем самым на время покидая границы индивидуальности, для того, чтобы вернуться к ней с подарками. Завершать незавершенное не значит отправиться в прошлое, чтобы привлечь в свою жизнь давно ушедших из нее людей и вернуть давно минувшие события, скорее это возможность что-то сделать по другому сейчас, опираясь на свой незавершенный опыт и на опыт диалога об этом с другим. Попробуйте увидеть свою жизнь в новых красках! Для этого позвоните по тел.          8 (4212) 25-40-77 или напишите о своем желании здесь.
Подробнее
5292
Обучающая программа по гештальт-терапии в Хабаровске
25-27 декабря 2015 г. в Хабаровске стартует 11-я обучающая группа по программе Московского Гештальт Института  «Теория и практика гештальт-терапии. Интегративный подход».  Общество практикующих психологов «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД», Московский Гештальт Институт (член Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT), Международной Ассоциации Гештальт-терапии AAGT, FORGE.) приглашает принять участие в базовой программе подготовки "Теория и практика гештальт-терапии". Программа предназначена для психологов и психотерапевтов, социальных педагогов и врачей, а также студентов-старших курсов, желающих получить последипломное образование в области гештальт-терапии, а также всех интересующихся вопросами психологии. Программа организована в соответствии с образовательными стандартами Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). I ступень (1,5 года) «Основы гештальт-терапии» (6 трехдневных сессий) включает в себя знакомство с методом, теоретическими основами и историей возникновения метода, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе. Работа будет проходить в форме экспериментальной группы, где студенты кроме теоретической подготовки получают основы профессиональной рефлексии, опыт личной психотерапии, а также обучаются анализу личностных проблем в необходимом теоретическом контексте. Общая продолжительность I ступени: 180 часов работы в закрытых группах. Режим занятий: 6 тематических сессий по 3 дня , каждая с интервалами между ними по 2-3 месяца. По окончании I ступени выдается сертификат участия в образовательной программе МГИ с перечислением учебных тем и часов личной терапии, а также рекомендации руководителей программы к обучению на II ступени. ІІ ступень (2,5 года) «Теория и практика гештальт-терапии» (14 трехдневных сессий) рекомендована желающим профессионально заниматься консультированием и психотерапией. По мере овладения методом студенты будут иметь возможность работать с клиентом в группе под супервизией тренера. Также II ступень включает теоретическую подготовку, участие в конференциях, специализацию в одном из направлений. В процессе обучения вы познакомитесь с философией и методологией гештальт-подхода, побываете в роли клиента и убедитесь в эффективности (или бесполезности) этого метода лично для себя, попробуете разные техники гештальт-терапии, научитесь использовать элементы гештальт-подхода в работе и в своей жизни. Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы.. После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным. Формы и методы обучения: теоретическая подготовка (лекции и семинары), личная терапия (индивидуальная и групповая), супервизия, практикум терапевтической работы, написание и защита сертификационной работы. По завершению программы выдается сертификат, соответствующий стандартам Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). Если Вы не преследуете своей целью получить профессиональную подготовку, группа поможет Вам научиться: - лучше понимать себя и других людей, чего вы хотите от своего настоящего и будущего - определять и удовлетворять свои истинные потребности - устанавливать, налаживать и поддерживать доверительные отношения с близкими людьми - эффективно переводить хронические конфликты во взаимовыгодные отношения - творчески справляться с возникающими противоречиями - быть открытым, честным и настоящим в общении, находить новые источники радости. Приходите! Будем интересно и полезно! официальная ссылка на программу и стандарты обучения МГИ http://www.gestalt.ru/content/?id=63772 Ведущие группы - сертифицированные гештальт-терапевты, участники супервизорского проекта "Совершенствование в гештальт-терапии" (г. Москва) – врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, специалист по системной семейной терапии, 8-914-772-40-77 Коневских Анна – клинический психолог, психоаналитик, 8-962-502-05-05 Куратор проекта: Косырева Елена - гештальт-терапевт, супервизор, ведущий тренер МГИ Стоимость участия - 6000 р. за 3 дня. Группа проводится во время выходных. То есть, в пятницу начинаем в 14-00 и заканчиваем в 21-00. В субботу и воскресенье работаем с 11-00 до 19-00. Записаться в учебную группу и получить более подробные ответы на вопросы об обучающей программе, тренерах, стоимости и датах учебных сессий, Вы можете по телефонам ведущих или написав нам письмо на адрес  yasnijsokol@gmail.com  или в комментариях к сообщению на сайте.    
Подробнее
6615
Групповая психотерапия в гештальт-подходе
Есть мнение, что когда встречаются двое, встречаются шестеро. Подлинный Я, мое представление о себе и мой образ в глазах других людей. Последнее, оставаясь часто недоступным, обогащает и дополняет мою целостность. Курт Левин писал о важности увидеть себя глазами другого. Что такое группа? Группа не знает решения ваших проблем, но она может живо откликнуться на то, что с вами происходит и тогда тяжелая ноша может стать легче, ведь ее разделят другие участники. Группа это зеркало, в котором отражаетесь вы сами и поэтому в этом зеркале можно рассмотреть то, что ранее было недоступным наблюдению или оставалаось недостаточно ясным Группа выводит за скобки, но не исключает ваших индивидуальных историй, она делает акцент на реальные отношения между участниками - исследуя это, вы сможете понять, как вы не даете отношениям развиваться в настоящей жизни. Как проходит группа? Психотерапевтическая группа состоит 10-12 человек, один или двое из которых – ведущие. Состав психотерапевтической группы  разнороден. Это люди разного возраста, пола, социального положения и с разными психологическими трудностями. Группа встречается один раз в неделю на 2 часа. Продолжительность групповой психотерапии каждый участник определяет для себя сам. Однако, для того, чтобы группа оказалось полезной, желательно оставаться в ней не менее 3-4 месяцев. Перед приемом в группу проводится предварительное собеседование, на котором вы можете решить, насколько эта группа подходит вам. Собеседование проводится также для того, чтобы в группе оказались только незнакомые между собой участники.   В группе существуют правила, часть из которых заданы изначально ведущими, а часть принимается самими участниками. Среди важных правил - конфиденциальность (все происходящее в группе должно оставаться в ней) и право каждого участника остановить внимание к себе в любой момент. Эти, и ряд других правил, помогают создать безопасную и доверительную атмосферу в группе. Как происходят изменения? Цель групповой психотерапии – понять себя и изменить поведение, которое формировалось в течение многих лет. Поэтому процесс их изменения потребует много времени. Участие в группе не приводит к изменениям быстро, например, в результате нескольких встреч. Однако, постепенно группа помогает создать новую систему отношений с людьми, изменяя ее с «проблемной» на более конструктивную. ● Основная цель работы в группе—участие в спонтанных и осознанных проявлениях своих эмоций. За каждой эмоцией стоит потребность, а каждая потребность нуждается в каком-то действии для ее удовлетворения. Например, если участник группы испытывает тревогу или страх (эмоция), он понимает, что в этой ситуации он нуждается в безопасности (потребность) и обращается за помощью к другому участнику, который подходит на роль защитника (действие). В этот момент возникает взаимодействие между двумя или более участниками, которое в  свою очередь приводит к новым эмоциональным откликам и опознаванию связанных с ними потребностей. Таким образом, в этой ситуации процесс взаимодействия участников носит самоподдерживающий характер. ● Задача ведущего группы—поддерживать участников в их открытости и спонтанности и отслеживать  все то, что этому мешает, например, ощущения стыда и неловкости, зависти,  страха проявить агрессию и остаться в одиночестве , желание сохранить «хороший образ себя», трудности в переживании неопределенности, когда ни о чем не известно заранее  и так далее. В групповом процессе нет деления на «плохие» и «хорошие» чувства, к любым эмоциональным переживаниям следует относиться внимательно и давать возможность развернуться каждому из них. ● Важное условие для успешной групповой работы—формирование безопасных и доверительных отношений между ее участниками, поэтому  группы в гештальт-методе проводятся в «закрытом» формате с постоянным количеством участников на протяжении заранее оговоренного срока (от месяца до полугода). Для кого нужна группа? Стоит посетить группу, если: в вашей жизни постоянно повторяются одни и те же неприятные ситуации хочется что-то изменить, но не получается кажется, что происходящее уже не радует вы чувствуете себя “не на своем месте” все надоело и ничего не хочется непонятно, куда двигаться дальше хочется стать автором, а не читателем своей жизни Что Вы получаете, участвуя в группе? · групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; · группа отражает общество в миниатюре и Вашу жизнь в нем; · в группе есть возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; · в группе Вы можете обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; · группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Подробнее
14043