Шопоголизм
Шопоголизм - это состояние психологической зависимости, при которой человек вынужден совершать определенные стереотипные действия для достижения гарантированного результата, а именно - улучшение самочувствия, успокоения, расслабления, повышения настроения и самооценки. Вместо того, чтобы контактировать с неприятными переживаниями в реальной жизни, человек выбирает способ получать удовольствие более легким путем, непосредственно "здесь и сейчас". Что же в этом может быть плохого? В основе любой зависимости лежит иллюзия того, что важные потребности можно не удовлетворять, поскольку порой сделать это довольно сложно, а вместо этого всю жизнь довольствоваться некими заместителями, имитаторами и эрзац-продуктами. В зависимости человек всего лишь компенсирует чувство неудовлетворенности, не продвигаясь ни на шаг по пути к реальным ценностям. Поэтому зависимость крадет энергию и время, стабилизируя личность в невозможности сделать для себя что-то действительно полезное. Критерием отличия шопоголизма от нормальной потребительской активности является смещения акцента с качеств приобретаемого товара в сторону самого процесса покупки, поскольку сами предметы и вещи выполняют лишь функцию вовлечения, а дальше человеческая активность развивается по классическому механизму развертывания невротического расщепления - я не знаю, зачем мне это надо, но я это хочу. Чаще всего в шопоголизм бросаются люди, испытывающие дефицит признания и внимания со стороны окружающих, страдающие непереносимостью одиночества и не умеющие строить долгосрочные цели. И вместо того, чтобы побыть с этими неприятными переживаниями и попробовать разобраться в том, из-за чего они возникают, шопоголики погружаются в искусственный мир демонстративного потребления, в котором содержится много разнообразных психологических плюсов или своеобразных душевных анестетиков. Это и иллюзия контроля над своей жизнью - я могу себе это позволить, вопреки всему, даже здравому смыслу; и приобретение внешних атрибутов идентификация - я такая же, как персонаж с разворота глянцевых изданий; и формальные отношения в вертикале "продавец-покупатель", в рамках которых последний всегда прав. В итоге тревожащее чувство неудовлетворенности собой и своим местом в жизни получается легко задавить на самом раннем этапе, не допуская того, чтобы они приводили к каким-то реальным изменениям. Шопоголизм, как и любая другая зависимость, помогает справиться с неприятными последствиями своеобразного экзистенциального кризиса, но ограждает личность от того, чтобы она имела возможность разобраться в его причинах. Итогом является чувство разочарования, поскольку выбранный способ жизни всего лишь позволяет на короткий срок отодвинуть от себя неприятные, чувства и переживания, которые тем не менее включены в ядро личности. Если зависимость - это отчуждение части собственной витальности, тогда шопоголик, можно сказать, платит слишком высокую цену за сохранение иллюзии того, что с ним все в порядке. Борьба с шопоголизмом (видео)