Феномены группового взаимодействия
Отношения в группе можно разделить на несколько стилей взаимодействия. В первом случае один участник группы ощущает себя акцептором эмоциональных процессов другого участника. То есть взаимодействие остается односторонним. Фигурой контакта становится только изолированное действие, на которое можно реагировать по разному - действовать в ответ, интерпретировать, игнорировать, переживать токсические эмоции и так далее. В другом случае я, как участник группы, не просто ощущаю на себе действие другого, но и рассматриваю это действие как часть его жизни и логики построения отношений. Мне становится доступным не только измерение моих реакций, но и пространство мотиваций другого, его жизненная ситуация. Это позволяет мне посмотреть на меня самого глазами другого, временно отождествиться с ним для того, чтобы пережить его необходимость поступать именно так, а не иначе. Теперь за действием я могу видеть фон, из которого оно вырастает и мне становятся доступными другие возможности для реагирования. Теперь я - это не только мои реакции на другого, я это еще и часть пространства отношений, которая вызывает подобные действия, я - соучастник, а не мишень. Эта перспектива является очень сложной для использования. Она предполагает отказ от Я-центризма и от привычного способа организации поля восприятия. В той ситуации мы словно бы одалживаем чужой психический аппарат и наблюдаем себя не как центр известной вселенной, а как одно из многих явлений, не сильно выделяющееся на общем фоне. Возможность сесть в чужое кресло и увидеть реальность под другим углом преломления является важной ценностью зрелой группы. Также особенность группы состоит в том, что в ней одновременно происходят два процесса. Точнее, происходящее можно оценивать сразу в двух плоскостях. Во-первых, наблюдаемые процессы являются этапом развития групповой динамики, логика которой выражается в движении от отношений, обусловленных ролями и сценариями к близости через признание разницы и отдельности. Это сложный процесс, каждый этап которого с трудом укладывается в канву естественного развития, если смотреть на это изнутри. Но при взгляде из несколько дистанциированной мета-позиции универсальный и закономерный характер происходящего не может ставиться под сомнение. Во-вторых, мы можем видеть, как общая групповая фигура и этапы ее развития преломляются через индивидуальные цели и задачи, которые ставит перед участниками групповая ситуация. Переживание неопределенности, характерное для группы как мини- модели окружающей реальности побуждает каждого участника к регрессу на ту стадию психо-социального развития, которая нуждается в окончательной проработке. Общая и индивидуальная задачи решаются одновременно. Группа делает акцент на необходимости преодоления личных сложностей для того, чтобы работать на благо группы и тем самым для себя, только на другом, более обобщенном уровне. В переносе на терапевта проявляются те фигуры, которые уже существуют в группе между участниками, и которые не получают своего развития вследствие сопротивления. Поэтому любые агрессивные выпаду в сторону терапевта в групповом процессе направляются не к его человеческому образу, а к той роли, которую он играет в группе. Это не связано ни с оценкой его работы, ни с его полезностью или бесполезностью, ни с правильностью интервенций. Перенос на ведущего является необходимым инструментом, с помощью которого проявляются скрытые групповые темы. Понимание этого феномена придает устойчивость ведущему, который не стремиться сгладить противоречия, а наоборот, поощряет их развитие, тем самым подставляясь под агрессию участников. Задачей ведущего является таким образом, обозначение тем, которые он наблюдает, без воздействия на их развития. Ведущий скорее делает скрытые процессы в группе явными, чем замещает своей активностью активность группы. Кроме переносов на ведущего в поле группы попадает множество переносов участников друг на друга. Задачей групповой динамики становится такое построение отношений, при котором прошлый опыт перестает мешать устанавливать адекватное взаимодействие с людьми из настоящего. Отыгрывание переноса в группе чаще всего приводит к разобщению участников и это не способствует его переработке. В этом смысле перенос скрывает за собой актуальную групповую ситуацию и не дает проявляться ее динамике.. Например, трудность удерживаться в позиции сиблинговой конкуренции создает невозможность обнаруживать интерес и признание других участников, что в свою очередь увеличивает объем группового бессознательного. Уважение к переживанию отличия другого человека это то, что цементирует группу, делает ее возможной. Задача группы не сливаться в экстазе и не уничтожать за инаковость, а продолжать существовать в поиске возможностей для взаимодействия. Групповая проекция, которая неизбежно возникает на этапе ориентации в обстановке, имеет три источника возникновения - это личный материал, материал другого и материал ситуации. Таким образом, в ней содержится доступ к информации о том, как живет группа в целом. Вопрос который полезно задавать после группы - что осталось не выраженным, о чем нельзя говорить на группе, что кажется неуместным и неудовлетворенным. Этот вопрос представляет доступ к фигурам избегания, которые создают ландшафт группового бессознательного. Эти феномены активно поддерживается одним или несколькими участниками. Например, фигурой избегания на ранних этапах развития группы является невозможность конкурировать с ведущими или в открытую выражать свое неодобрение происходящим. Это ограничивает степень свободы личного присутствия. Задачей ведущих группы в этой ситуации становится легализация фигур избегания и поддержка конфронтации с ней тех участников, которые ранее являлись ее проводниками. Двойные послания на группе это способ остаться в одиночестве, например, плакать и не говорить о чем, не связывать аффект с происходящим, не завершать коммуникацию или не направлять ее к конкретному участнику. Двойные послания это одновременно и обозначение своей позиции и дистанцирование от эмоциональной вовлеченности в происходящее. Например, можно рассказывать о трагической истории из “большой жизни” и не связывать этот рассказ с потребностью говорить об этом именно на этой группе и именно в этот момент времени. То есть всякая ситуация или тема, которая активно не связывается с групповым взаимодействием, является попыткой получить новый опыт без его переживания. Допустим, участник группы пытается понять для себя, зачем необходима злость. Спрашивает у других, какое знание они получают о себе, когда идентифицируются со своей агрессией. Когда он наконец начинает злиться на то, что его игнорируют, то перестает задавать вопросы и включается в отношения. Взаимодействие между участниками в группе направлено не на модификацию их поведения, а для предельного обозначения собственной позиции. Говорить про другого человека на группе позволительно для того, чтобы дать возможность говорящему что-то понять про себя. Если на группе один участник говорит другому “ты меня злишь”, это не эквивалентно посланию “немедленно прекрати вызывать во мне отрицательные эмоции и покайся”. Это означает скорее возможность для дальнейшего контактирования и прояснения, поскольку ситуация перестала быть нейтральной и в ней появились новые фигуры интереса. Одной из важнейших особенностей группового процесса, на мой взгляд, является безусловное вовлечение во взаимодействие всех его участников. На группе очень трудно отсидеться незамеченным, ибо она является целостным организмом и поэтому происходящие в ней процессы затрагивают все элементы системы. Индивидуальное сознание, опознавая себя как часть группового взаимодействия, обнаруживает в себе малоисследованные черты и качества. Соответственно, задачей групповой терапии, является возвращение в сознание отчуждаемых элементов, посредством их проживания и интеграции.
Подробнее
Ресурс незавершенности или где взять энергию для жизни?
Понятие незавершенных ситуация широко используется в гештальт-терапии. С одной стороны, весь человеческий опыт направлен на то, чтобы ставить перед собой задачи и достигать их максимально короткими путями, обеспечивая тем самым эффективную и качественную адаптацию в среде. Незвершенные ситуации это обуза, которую человек тащит за собой, тяжкая ноша, которую не получается сбросить и с которой не ясно, что делать. Между тем, прелесть незавершения заключается в том, что завершенность предполагает один-единственный вариант развития событий, тогда как в незавершенности сохраняется магическое очарование многих возможностей. Таким образом, в незавершенности всегда отсутствует последний шаг, который превращает завершенную ситуацию в необратимую. Незавершенные ситуации это галочки, поставленные в трудных местах текста, к которым хочется вернуться еще раз и прочесть их уже другим человеком, открывая новые, недоступные ранее грани смыслы. Незавершенные ситуации это текстуальные референции к прошедшим события, людям и временам, которые единой нитью сшивают различные части жизни, делая человека по настоящеиу цельным, а идентичность - непрерывной. Незавершенные ситуации это приправа из горьких трав, которая делает основное блюдо пикантным, а плавное скольжение человека из рождения в смерть - не таким легкомысленно скучным. Незавершенные ситуации это способ преодоления привычной семантической обреченности. Примерно такой текст можно было написать, если бы мы хотели оставить читателя один на один с этой темой. Однако, наш опыт подсказывает, что возможность проверить утверждения гораздо ценнее, чем сами утверждения, которые могут быть истинными для одного и совершенно безразличными для другого. Поэтому мы приглашаем проверить эти утверждения на мастерской. Тезисы, выносимые в качестве теоретической "затравки": - незавершенные ситуации аккумулируют большое количество неразвернутой энергии; - энергию, аккумулированную в прошлом, можно использовать в настоящем; - для высвобождения неразвернутой энергии и, соответственно, дестабилизации ригидной системы отношений, необходим приток энергии "психологического "поля. Другими словами, через призму группового сознания, человек как будто знакомится с тем, что никогда не случится в его собственной жизни, а именно - с элементами жизни других людей, тем самым на время покидая границы индивидуальности, для того, чтобы вернуться к ней с подарками. Завершать незавершенное не значит отправиться в прошлое, чтобы привлечь в свою жизнь давно ушедших из нее людей и вернуть давно минувшие события, скорее это возможность что-то сделать по другому сейчас, опираясь на свой незавершенный опыт и на опыт диалога об этом с другим. Попробуйте увидеть свою жизнь в новых красках! Для этого позвоните по тел. 8 (4212) 25-40-77 или напишите о своем желании здесь.
Подробнее
Эмоциональная зависимость или как построить здоровые отношения
Всем известно, что здоровые партнерские отношения являются одной из главных ценностей жизни. В отношениях мы получаем признание собственной уникальности и ценности для другого, в отношениях происходит рост и развитие нашей личности, постоянство наших привязанностей дарит ощущение порядка и гармонии в меняющемся мире. Но всегда ли отношения удовлетворяют обоих участников? Всегда ли отношения гарантируют партнерам чувство безопасности и комфорта? Часто бывает так, что человек остается в отношениях вынужденно или так, что несмотря на всю свою важность, они почему то заканчиваются, оставляя после себя разочарование и чувство бессилия. Похоже, что отношения не являются ценностью сами по себе, скорее ценными являются те переживания, ради которых люди вступают в отношения. Важной ценностью отношений является возможность быть свободным в присутствии кого-то рядом. Когда мы не жертвуем большей частью своей жизни, чтобы получить меньшее из того, что могут дать отношения. Мне хорошо одному, а с тобой еще лучше - так чувствуют себя люди в здоровых отношениях. В отношениях зависимости эмоциональный климат несколько иной, когда вдвоем плохо, а порознь - еще хуже. Когда вокруг много тревоги, а внутри недостаточно ресурсов, партнер может стать заложником этой ситуации, поскольку будет вынужден все время находиться рядом, спасая другого от страха разрыва, а себя - от вины за это. В зависимых отношениях искореняется возможность для развития, поскольку из основная задача - гарантировать стабильность и неизменяемость. В зависимых отношениях невозможно быть собой, поскольку приходится подстраиваться под партнера, загоняя неприятные переживания под кожу. В зависимых отношениях невозможно увидеть своего партнера целиком, он или только “хороший” или только “плохой”, разделенный на части, которые трудно совместить. Зависимые отношения трудно закончить, потому что без них зависимый становится крайне незащищенным и ранимым. В зависимых отношениях человек старается переделать своего партнера, не желая меняться сам. Зависимые отношения повторяются, потому что сценарий, по которому они развиваются, человек несет из отношения в отношения, повторяя в настоящем то, от чего хотел убежать в прошлом. В зависимых отношениях доверие к партнеру заменяется необходимостью его контролировать и, соответственно, тратить много усилий на бесполезную в сущности деятельность. В зависимых отношениях человек перестает чувствовать себя хозяином собственного эмоционального состояния, поскольку его настроение отныне целиком зависит от поведения партнера. Что же произойдет, если не обращать внимание на то, что отношения вроде бы есть, но в них приходится слишком много чего терпеть и слишком мало чему радоваться? Невозможность в открытую выражать несогласие и недовольство тем, что происходит, часто приводит к эмоциональным взрывам и разрушительным конфликтам, в которых повод для ссоры отодвигается на второй план, тогда как главной задачей становится возможность выплеснуть “накопившееся”. Часто вместе с накопившимся выплескиваются и переживания, связанные с близостью, то есть то, ради чего отношения создаются. Зависимые отношения - это проблема незавершенной задачи развития, а именно - обретения автономии и самостоятельности. В зависимых отношениях копируется форма ранних отношений матери и ребенка, в которой зависимый пытается получить от своего партнера то, что ему не достаточно передали родители. Разумеется, получить это невозможно, поскольку партнерские отношения совсем не то же самое, что детско-родительсткие. Другими словами, обрести свободу в рамках зависимых отношений невозможно. Но выход есть! Работа с психотерапевтом позволяет паре преодолеть этот кризис нездоровых ожиданий друг от друга и либо выстроить отношения на новом уровне либо закончить их, если первое осуществить не удается. Созависимые отношения часто развиваются на фоне зависимости одного из партнеров от химических веществ, например, от алкоголя. В этом случае созависимый партнер исполняет по отношению к зависимому контролирующую и оберегающую функцию, порой полностью переставая заниматься своей собственной жизнью. В психотерапевтической группе есть возможность поисследовать свои желания и свои страхи, связанные с отношениями, обнаружить собственные ресурсы зрелости и уникальности, получить поддержку от окружающих в том месте, где вы чувствуете себя некомпетентным. Сроки проведения группы сентябрь-декабрь 2013 г, включение в группу происходит после предварительного собеседования. Стоимость участия - 1000 р. за одну встречу. Мы встречаемся один раз в неделю (день недели определяется) на 2 часа. Для тех, кто хотел бы обеспечить себе место в группе (набор ограничен 15-20 участниками) существует специальное предложение - при записи в августе стоимость участия снижается до 700 р. за встречу! Ведущие группы: и Мичурина Анна - сертифицированные гештальт-терапевты в Хабаровске
Подробнее
Обучающая программа по гештальт-терапии в Хабаровске
25-27 декабря 2015 г. в Хабаровске стартует 11-я обучающая группа по программе Московского Гештальт Института «Теория и практика гештальт-терапии. Интегративный подход». Общество практикующих психологов «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД», Московский Гештальт Институт (член Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT), Международной Ассоциации Гештальт-терапии AAGT, FORGE.) приглашает принять участие в базовой программе подготовки "Теория и практика гештальт-терапии". Программа предназначена для психологов и психотерапевтов, социальных педагогов и врачей, а также студентов-старших курсов, желающих получить последипломное образование в области гештальт-терапии, а также всех интересующихся вопросами психологии. Программа организована в соответствии с образовательными стандартами Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). I ступень (1,5 года) «Основы гештальт-терапии» (6 трехдневных сессий) включает в себя знакомство с методом, теоретическими основами и историей возникновения метода, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе. Работа будет проходить в форме экспериментальной группы, где студенты кроме теоретической подготовки получают основы профессиональной рефлексии, опыт личной психотерапии, а также обучаются анализу личностных проблем в необходимом теоретическом контексте. Общая продолжительность I ступени: 180 часов работы в закрытых группах. Режим занятий: 6 тематических сессий по 3 дня , каждая с интервалами между ними по 2-3 месяца. По окончании I ступени выдается сертификат участия в образовательной программе МГИ с перечислением учебных тем и часов личной терапии, а также рекомендации руководителей программы к обучению на II ступени. ІІ ступень (2,5 года) «Теория и практика гештальт-терапии» (14 трехдневных сессий) рекомендована желающим профессионально заниматься консультированием и психотерапией. По мере овладения методом студенты будут иметь возможность работать с клиентом в группе под супервизией тренера. Также II ступень включает теоретическую подготовку, участие в конференциях, специализацию в одном из направлений. В процессе обучения вы познакомитесь с философией и методологией гештальт-подхода, побываете в роли клиента и убедитесь в эффективности (или бесполезности) этого метода лично для себя, попробуете разные техники гештальт-терапии, научитесь использовать элементы гештальт-подхода в работе и в своей жизни. Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы.. После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным. Формы и методы обучения: теоретическая подготовка (лекции и семинары), личная терапия (индивидуальная и групповая), супервизия, практикум терапевтической работы, написание и защита сертификационной работы. По завершению программы выдается сертификат, соответствующий стандартам Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). Если Вы не преследуете своей целью получить профессиональную подготовку, группа поможет Вам научиться: - лучше понимать себя и других людей, чего вы хотите от своего настоящего и будущего - определять и удовлетворять свои истинные потребности - устанавливать, налаживать и поддерживать доверительные отношения с близкими людьми - эффективно переводить хронические конфликты во взаимовыгодные отношения - творчески справляться с возникающими противоречиями - быть открытым, честным и настоящим в общении, находить новые источники радости. Приходите! Будем интересно и полезно! официальная ссылка на программу и стандарты обучения МГИ http://www.gestalt.ru/content/?id=63772 Ведущие группы - сертифицированные гештальт-терапевты, участники супервизорского проекта "Совершенствование в гештальт-терапии" (г. Москва) – врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, специалист по системной семейной терапии, 8-914-772-40-77 Коневских Анна – клинический психолог, психоаналитик, 8-962-502-05-05 Куратор проекта: Косырева Елена - гештальт-терапевт, супервизор, ведущий тренер МГИ Стоимость участия - 6000 р. за 3 дня. Группа проводится во время выходных. То есть, в пятницу начинаем в 14-00 и заканчиваем в 21-00. В субботу и воскресенье работаем с 11-00 до 19-00. Записаться в учебную группу и получить более подробные ответы на вопросы об обучающей программе, тренерах, стоимости и датах учебных сессий, Вы можете по телефонам ведущих или написав нам письмо на адрес yasnijsokol@gmail.com или в комментариях к сообщению на сайте.
Подробнее
Расстановки по Б. Хеллингеру
Метод семейных расстановок по Берту Хеллингеру также называют системно-феноменологическим методом. Неспроста для, казалось бы, ясного на практике способа работы придумывают такие зубодробительные названия, поскольку они отражают процессы, которые происходят за фасадом движений, фраз и взаимодействий между участниками. Попробуем это расшифровать. Семейные расстановки феноменологичны, ведь то, что происходит на группе является результатом работы поля, которое формируется здесь и сейчас и именно для этих присутствующих участников. Любая расстановка уникальна, как отпечаток пальца, поскольку условия ее проведения никогда не повторяются - состав участников, их эмоциональный фон и актуальные потребности всякий раз будут разными. Терапевт только наблюдает за тем, какие картины перед ним разворачивает поле расстановки с помощью феномена заместительного восприятия. И наблюдая, комментирует происходящее с целью коррекции тех нарушений, которые недопустимы с точки зрения ценностей рода.. Другими словами, используя заместителей и исследуя те процессы, которые происходят между ними, терапевт воссоздает актуальную “картину” того, что происходит в родовой системе. Но что происходит дальше? Ведь клиент чаще всего нуждается в изменениях, а не в эстетике. Если продолжать пользоваться метафорой с художественным полотном, то заместители в расстановке являются теми мазками, которыми можно нарисовать другой образ. И в дальнейшем, проявляя этот образ с помощью повседневных действий, можно действительно добиться явных изменений. Это происходит потому, что человек живет в тщательно созданной им самим реальности и чаще всего бывает излишне слит с представлениями о ней. Тогда как расстановка дает возможность взглянуть на свою жизнь к контексте развития рода как будто бы со стороны. И приобрести свободу для изменений. Клиент, приходящий с запросом на расстановку, находится на вершине пирамиды своего рода и может говорить от его имени, ведь во много то, что происходит с человеком сейчас, определяется тем, что когда то давно происходило (и происходит) в его роду. Как это может быть, ведь людей, которые могли бы влиять на нашу теперешнюю жизнь уже нет в живых? Дело в том, что независимо от того, чем мы занимаемся в жизни, каждый из нас находится “на службе” у системы рода и выполняет поставленную перед собой задачу. Родовая система выше отдельно взятой семьи и отдельно взятого поколения. И ее основная задача заключается в том, чтобы сохранять свою стабильность. Которая как доптолемеевская земля, держится на трех принципах, или как их еще называют, порядках любви. Эти законы, по которым функционирует семейная система, способствуют выполнению вполне прагматической функции - передаче потока жизни из прошлого в будущее. Если система будет работать неадекватно, род прервется. Соответственно, для восстановления структуры, она может привлекать любого своего участника и пользоваться им для достижения высших, но порой непонятных для простого смертного, целей. Для хорошего функционирования система должна сохранять свою иерархию (то есть, всегда есть тот, кто пришел раньше и тот, кто пришел в систему позже, всегда есть последовательность и преемственность связей внутри и между поколениями) и свою структуру (единожды включенный в систему элемент не может быть из нее удален, поскольку занимает свое место навсегда), а также направление для движения потока жизни - насколько прочные связи между членами семьи, ведь если связи истончаются, жизнь в этом месте как будто бы затихает. Это и есть те порядки любви, нарушение которых можно исследовать с помощью семейных расстановок. Как это происходит на практике? Клиент, который приходит с запросом на расстановку, “приносит” с собой поле своего рода, всю ту информацию которой он осознанно или неосознанно владеет, и в ходе работы фактически размещает ее в пространстве, используя для этого заместителей - тех людей, которые способны быть достаточно чувствительными к семантическому полю и транслировать его через свою телесность. То есть идти за теми переживаниями, ощущениями и чувствами, которые возникают у него в ответ на взаимодействие с другими заместителями. Так, на основании совместно построенного образа, происходит диагностика системных нарушений в порядках семьи. Может возникнуть вопрос - каким образом, одна расстановка, пусть и длящаяся до нескольких часов, может исправить механизм “несчастья”, который формировался на протяжении многих лет? Ответов на этот вопрос может быть несколько, потому с системной точки зрения ни один ответ не может быть исчерпывающим самим по себе, а только в своей связи с остальными. Во-первых, все изменения происходят “здесь-и-сейчас”, ведь даже прошлое существует для нас только в той форме, в какой мы реагируем на него в настоящем. И это значит, что поле битвы за будущее находится там же. Во-вторых, расстановка это уникальная возможность осуществить противоположный процесс тому, который приводит к возникновению системных неурядиц. Системные трудности возникают тогда, когда нарушается естественный ход вещей - если мать становится “супругом” для своего дочери или когда отец оставляет семью и становится сыном для своей матери - и система пытается жить по новым правилам. Терапия в расстановке очень проста - она позволяет признать происходящее таким, каким оно является на самом деле. Эффект расстановки - в возвращении прав на реальность. Другими словами, это существенное изменение восприятия того, каким образом клиент с помощью своих близких организует свою жизнь. И хоть с одной стороны, осознавание уже само по себе способно приводить к изменениям, его необходимо материализовать в виде конкретных действий, иначе эффект от расстановки будет оставаться всяких раз чудесным, но кратковременным, пока не утихнет эхо. Это значит, что если борьба за стабильность семейной родовой системы внезапно развернулась на уровне вашего поколения (то есть, если вы пришли с запросом на расстановку), у вас всегда остается выбор - осознать это и принять в ней участие или передать системные проблемы для решения следующему поколению. И этот выбор находится далеко за пределами морали, поскольку цена изменений иногда может оказаться для вас и ваших родственников слишком высокой. Поэтому участие в расстановке может помочь ответить вам и на этот вопрос.
Подробнее
Групповая психотерапия в гештальт-подходе
Есть мнение, что когда встречаются двое, встречаются шестеро. Подлинный Я, мое представление о себе и мой образ в глазах других людей. Последнее, оставаясь часто недоступным, обогащает и дополняет мою целостность. Курт Левин писал о важности увидеть себя глазами другого. Что такое группа? Группа не знает решения ваших проблем, но она может живо откликнуться на то, что с вами происходит и тогда тяжелая ноша может стать легче, ведь ее разделят другие участники. Группа это зеркало, в котором отражаетесь вы сами и поэтому в этом зеркале можно рассмотреть то, что ранее было недоступным наблюдению или оставалаось недостаточно ясным Группа выводит за скобки, но не исключает ваших индивидуальных историй, она делает акцент на реальные отношения между участниками - исследуя это, вы сможете понять, как вы не даете отношениям развиваться в настоящей жизни. Как проходит группа? Психотерапевтическая группа состоит 10-12 человек, один или двое из которых – ведущие. Состав психотерапевтической группы разнороден. Это люди разного возраста, пола, социального положения и с разными психологическими трудностями. Группа встречается один раз в неделю на 2 часа. Продолжительность групповой психотерапии каждый участник определяет для себя сам. Однако, для того, чтобы группа оказалось полезной, желательно оставаться в ней не менее 3-4 месяцев. Перед приемом в группу проводится предварительное собеседование, на котором вы можете решить, насколько эта группа подходит вам. Собеседование проводится также для того, чтобы в группе оказались только незнакомые между собой участники. В группе существуют правила, часть из которых заданы изначально ведущими, а часть принимается самими участниками. Среди важных правил - конфиденциальность (все происходящее в группе должно оставаться в ней) и право каждого участника остановить внимание к себе в любой момент. Эти, и ряд других правил, помогают создать безопасную и доверительную атмосферу в группе. Как происходят изменения? Цель групповой психотерапии – понять себя и изменить поведение, которое формировалось в течение многих лет. Поэтому процесс их изменения потребует много времени. Участие в группе не приводит к изменениям быстро, например, в результате нескольких встреч. Однако, постепенно группа помогает создать новую систему отношений с людьми, изменяя ее с «проблемной» на более конструктивную. ● Основная цель работы в группе—участие в спонтанных и осознанных проявлениях своих эмоций. За каждой эмоцией стоит потребность, а каждая потребность нуждается в каком-то действии для ее удовлетворения. Например, если участник группы испытывает тревогу или страх (эмоция), он понимает, что в этой ситуации он нуждается в безопасности (потребность) и обращается за помощью к другому участнику, который подходит на роль защитника (действие). В этот момент возникает взаимодействие между двумя или более участниками, которое в свою очередь приводит к новым эмоциональным откликам и опознаванию связанных с ними потребностей. Таким образом, в этой ситуации процесс взаимодействия участников носит самоподдерживающий характер. ● Задача ведущего группы—поддерживать участников в их открытости и спонтанности и отслеживать все то, что этому мешает, например, ощущения стыда и неловкости, зависти, страха проявить агрессию и остаться в одиночестве , желание сохранить «хороший образ себя», трудности в переживании неопределенности, когда ни о чем не известно заранее и так далее. В групповом процессе нет деления на «плохие» и «хорошие» чувства, к любым эмоциональным переживаниям следует относиться внимательно и давать возможность развернуться каждому из них. ● Важное условие для успешной групповой работы—формирование безопасных и доверительных отношений между ее участниками, поэтому группы в гештальт-методе проводятся в «закрытом» формате с постоянным количеством участников на протяжении заранее оговоренного срока (от месяца до полугода). Для кого нужна группа? Стоит посетить группу, если: в вашей жизни постоянно повторяются одни и те же неприятные ситуации хочется что-то изменить, но не получается кажется, что происходящее уже не радует вы чувствуете себя “не на своем месте” все надоело и ничего не хочется непонятно, куда двигаться дальше хочется стать автором, а не читателем своей жизни Что Вы получаете, участвуя в группе? · групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; · группа отражает общество в миниатюре и Вашу жизнь в нем; · в группе есть возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; · в группе Вы можете обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; · группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Подробнее
Терапевтическая группа для жён алкоголиков или "Как жить в со-зависимости?"
Как понять, нужна ли Вам эта группа? - если Вы хотите контролировать резвость Вашего родственника - если ради этого Вы готовы принести в жертву свое благополучие и душевный комфорт - если Вы лучше знаете, что на самом деле нужно Вашему супругу, поскольку без Вас он окончательно пропадет - если Ваше второе имя - долг и ответственность - если Вы вынуждены быть сильной в окружении больных и беспомощных - если Вы даете больше, чем получаете - если Вы испытываете вину за то, что кто-то рядом страдает - если вы недовольны результами своих стараний и если Вам все это надоело приходите на группу, посвященную работе с созависимостью! Созависимые – это близкие родственники людей, страдающих алкоголизмом и игровой зависимостью, чья жизнь и поведение полностью находятся в зависимости от другого человека. Основная задача группы - профилактика срыва и рецидива заболевания через работу с окружением зависимого пациента. Контроль - это травмирующая окружающих манипуляция людьми и обстоятельствами с целью обеспечения собственной безопасности. Если Вы желаете заботиться о своем родственнике - начните с себя! Подробнее про феномен со-зависимости в статье Ведущий группы - врач-психотерапевт Запись на собеседование по тел. 25-40-77 Группа работает 1 раз в неделю. начало работы - сентябрь 2013 г.
Подробнее