19.02.2019 - Позиция психотерапевта - как быть эффективным?
Среди людей, занимающихся психотерапевтическими практиками, а в особенности тех, кто только начинает этому обучаться, имеет хождение весьма странное представление о том, что именно следует считать помощью. Странность его заключается в том, что, согласно этим взглядам, психологическая помощь ничем не отличается от бытовой услуги. Там, где был дефицит, должна появиться наполненность; если считать проблемой избыток, тогда хорошим результатом будет являться умеренная жажда. Психотерапевт должен уметь как-то обращаться с состоянием клиента, двигая его из точки меньшей удовлетворенности чем-либо в сторону удовлетворенности большей. Карфаген должен быть разрушен, а потребность клиента непременно удовлетворена - вот что можно начертать на скрижалях эффективного специалиста. Однако, такой взгляд, при более внимательном рассмотрении вопроса о том, что такое есть субъект, обладает выраженным упрощением. Попробуем тезисно описать область субъективного. Можно сказать, что переживание Я возникает как ответ на внезапное прекращение слияния. Также нам известно, что никакого Я не существует иначе, кроме как в виде функции отношений. Еще можно мыслить Я как нечто, возникающее задним числом после попытки утраченное слияние вернуть. Субъект, таким образом, появляется в виде разочарования от того, что его требование, обращенное к среде, никогда не удовлетворяется полностью; эта нехватка, возникающая после взаимодействия с другими, и оказывается той самой песчинкой, вокруг которой нарастает жемчужина самости. Я узнаю кто есть Я тогда, когда не получаю желаемого, то есть, когда моя потребность не удовлетворяется. Самым главным желанием оказывается желание желать, поскольку от этого зависит, насколько я присутствую в своей жизни. Полное удовлетворение желания означает психическую смерть. Мы одновременно стремимся и удовлетвориться и сохранять неудовлетворенность как некоторое пространство, внутри которого зарождается психика. Если смотреть на субъекта с такой точки зрения, тогда стремление к тому, чтобы удовлетворять потребности клиента или обучать его обходиться со средой так, чтобы не чувствовать нехватки, мало чем отличается от тренингов личностного роста или курсов верховой езды. Мне кажется, задача психотерапии заключается в том, чтобы клиент научился обнаруживать и смотреть в этот разрыв между требованием и ответом, потому что именно там находится все, что только можно узнать о себе. Переживание Я в таком случае похоже на появление мыльного пузыря - этот феномен временен, тонок и ничем не гарантирован. Находясь в постоянном удовлетворении можно вообще не попасть в переживание себя. Парадокс субъекта в том, что он обречен постоянно сталкиваться с эфемерностью своего опыта. Либо же эту иллюзию постоянства Я можно с легкостью обменять на состояние зависимости, при котором в состоянии аддиктивной реализации, я получаю именно то, что хочу, тем самым успокаивая тревогу несовпадения. Поэтому можно не стараться быть безупречным терапевтом. Этого, к счастью, обычно не случается. Попытка стать эффективным снижает эффективность, поскольку она находится в другой логике отношений. Не бойтесь ошибаться - через ошибки, как через разрыв в границах, в психику попадает что-то новое и живое.
Подробнее
11.02.2019 - Медитация в работе с эмоциональными состояниями
Хотелось бы написать - по следам мастерской "Медитация в работе с эмоциональными состояниями" на Зимней школе по гештальт терапии, но нет. Скорее, эта заметка родилась в предчувствии оной. Философов, занимающихся проблемой сознания, интересует не только то, что оно из себя представляет - результат ли это нейрофизиологических процессов или панпсихическое поле, пойманное нейронными антеннами. Расширение проблематики касается самого статуса сознания - существует ли оно вообще или является иллюзией восприятия? Точнее даже будет сказать так - является ли переживание субъективности неотъемлемым признаком сознания или оно вполне может обходиться без этого? Этот спор разворачивается между двумя мощными фигурами, олицетворяющими крайние точки этих воззрений - Деннетом и Чалмерсом. Начнем с первого, поскольку он бросает вызов естественным человеческим интуициям, требующим для сознания наличия некоторого внутреннего агента, который ощущает происходящий опыт уникальным, причем уникальность придает само нахождение в шкуре агента. Согласно здравому смыслу, перспектива от первого лица является единственной и неповторимой; любые попытки передать особенности восприятия из этой позиции оказываются редукционистскими и неудовлетворяющими пытливого исследователя-позитивиста. Деннет уверяет, что здравый смысл создает излишние сущности. Если максимально подробно и точно описать все особенности восприятия того, кто является агентом опыта, то он (опыт) может быть без мельчайших потерь перенесен в другого агента, который будет испытывать его как свой собственный. И, соответственно, опыт субъектности не добавляет ничего нового к тому, что может быть описано из перспективы наблюдения третьего лица. Деннет даже сформулировал особый способ исследования персонального опыта, который назвал гетерофеноменологией. В отличие от обычной феноменологии она полагает, что за нарративами, которые можно получить, выспрашивая испытуемого, не стоит чего-то принципиально непознаваемого - все, что есть в тексте, есть и в субъекте. Здесь конечно, философы заступили на нашу территорию. Решая вопрос о том, достаточно ли физикалистского основания для того, чтобы объяснить происхождение сознания, они случайно выплеснули с водой младенца. Сведя содержание сознание к тому, что может быть получено в ходе описания его "внешней" текстуры, они упустили возможность разглядеть "внутренние" ребра и контуры, на которые она натянута. Вернемся к Чалмерсу. Он, как и многие другие философы и когнитивисты, придерживается мысли о том, что феноменальное сознание создает принципиально новую форму познания происходящего. Как справедливо замечает Нагель, даже если мы получим точную информацию о том, как видит мир летучая мышь, мы никогда не сможем ощутить, как это быть ею. Более того, нам порой даже сложно представить, как вообще можно быть кем-то другим, отличным от нас - переживать эмоции по другому, иначе видеть цвета, не замечать очевидного или думать о всяких пустяках. Какое это имеет отношение к психотерапевтической практике? Андрей Парибок говорил о том, что существует два типа описания опыта - схема и модель. Схема обозначает то, что я, как индивид, принадлежащий к определенному классу существ, могу повторить. То есть, прожить, как собственный, тот опыт, который другой субъект описывает в виде объективного процесса. Например, пройти те же стадии работы горя, которые описаны в учебниках психологии или столкнуться с точно такими же трудностями медитативного процесса, как и многие другие практикующие. Но если я попытаюсь определить, как горюют боги или демоны, этот опыт можно описать только в виде модели. Ибо модель не предполагает проживания и идентификации. Самое интересное в том, что очень часто субъект использует гетерофеноменологию как способ разбираться не с опытом другого, а со своим собственным. Другими словами, получает описание того, что происходит в реальности, но не имеет возможности присвоить его себе. Это происходит из-за того, что его идентификации связаны с прошлым опытом, тогда как новый никак не может проникнуть в психику, то есть стать феноменальным. Психотерапия так или иначе направлена на преодоление слияния с определенной картиной реальности для того, чтобы в психику проникло что то новое. Другим, не менее эффективным способом для этого оказывается практика медитации. Медитация позволяет очутиться внутри того, что является объективированным описанием реальности, оживить "философского" зомби, который существует, но не отдает себе в этом отчёта. Одно из важнейших оснований медитации звучит так - наблюдение за состоянием меняет качество личного бытия. Наблюдение за тем, что происходит оказывается "прибавочной стоимостью" к простому участию в этом. Другими словами, феноменальное сознание по умолчанию присутствует в опыте, но, чтобы его обнаружить, необходимо приложить некоторое усилие.  
Подробнее
06.02.2019 - Новая книга - Эмоциональная зависимость: от диагностики к стратегиям преодоления
  В издательстве "Центр гуманитарных инициатив" вышла новая книга про эмоциональную зависимость, ее диагностику и лечение. В ней есть достаточно полный обзор психоаналитических и клинических теорий зависимости, анализ терапевтических отношений и описание стратегий работы. Зависимость в ней рассматривается как специфическая личностная структура, понимание которой даёт больше свободы в построении собственной методологии работы с зависимым клиентом. Книга, полагаю, будет полезна и психологам и другим хорошим людям. Оглавление Введение Часть первая  Знакомство с темой Глава 1 Историческая справка Глава 2 Общая характеристика зависимости Глава 3 Психоаналитические концепции  зависимости Выводы Часть вторая Зависимое расстройство личности Глава 1 Структура зависимой личности Глава 2 Логика развития эмоциональной зависимости Глава 3 Коморбидность эмоциональной зависимости и других психопатологических состояний 3.1 Нарциссизм 3.2 Меланхолия Часть третья Психотерапия зависимого состояния Глава 1 Осознавание как основной ресурс клиента Глава 2 Стратегия и схема работы с эмоциональной зависимостью 2.1 Точка входа в терапию 2.2 Логика терапии 2.3 Аддиктивный цикл контакта 2.4 Механизмы психической защиты 2.4.1 Диссоциация и формирование субличностей 2.4.2 Внутриличностное расщепление 2.4.3 Проективная идентификация 2.4.4 Ретрофлексия 2.4.5 Конфлюэнция 2.5 Творческое приспособление Часть четвертая Терапевтическая позиция Глава 1 Психотерапия как символические отношения  Глава 2 Символическая функция терапевтического сеттинга Глава 3 Особенности терапевтических отношений с зависимым клиентом 4.1 Трудности и задачи 4.2 Ресурсы терапевта Часть пятая  Эмоциональная регуляция Глава 1. Осознавание как процессуальное состояние Глава 2. Когнитивная психология, системное мышление и буддизм Глава 3. Слияние и выход из него (ненаписано и может быть и не надо) Часть шестая. Практическое исследование феномена зависимости Глава 1. Выборка и методы исследования Глава 2.  Обобщения Часть седьмая. Выводы Заключение Список литературы По вопросам приобретения обращаться в личном сообщении на номер 8-914-772-40-77 (Вотсап) или централизовано через издетельство. Стоимость 450 рублей, при оптовом заказе - 400 р. (от 12 штук), 300 р. (от 48 штук)  Адрес: г. Москва, 2-й Хвостов пер. 10, строение 2, оф. 22 Телефон: +7 925 772 63 45 Электронная почта: gestaltanalys@gmail.com  
Подробнее
03.05.2018 - Прошлое и будущее в парадоксальной теории изменений
Парадоксальная теория изменений Бейсера, прежде всего, проводит решительную границу между физической и психической реальностями. И тем самым отделяет психотерапевтический дискурс от бытового. В физической реальности существуют одноименные законы,  которые устанавливают правила, по которым ведется игра. Кто их установил и зачем - дело совершенное темное и непознаваемое. Кому понадобилось, чтобы яблоко около поверхности Земли падало с такой то скоростью, непонятно. Как то так получилось само по себе. Придется просто взять и смириться.     В психической реальности все обстоит совсем по другому. Даже если Заком и задан - временем и место рождения, родителями, свойствами нервной системы - можно менять позицию по отношению к нему. Нельзя выйти из под влияния, но можно выбирать то, что будет оказывать влияние. Иногда создается впечатление, что задача психотерапии - обнаружить то, что определяет поведение. Установить причину для существующих сложностей, чтобы на следующем такте решительно от них освободиться.   Мне кажется, это не совсем так. Мы не ищем причину, которая при таком поиске оказывается где то в стороне от нас. Мы ее обнаруживаем, но не генетически - как наследие прошлого - а как конструкцию настоящего, которая формируется прямо сейчас. В психическом измерении находить означает создавать. Как если бы предметы в темной комнате появлялись только когда в ней включается свет. Когда мы наблюдаем происходящее - в нем как будто что-то оказывается пропущенным. Этот пропуск и есть мы сами, та причина, которая обнаруживается в терапии. То, что задает позицию.   Можно сделать еще один шаг и предположить, что отношение прошлого к настоящему в психическом измерении соотносится с тем, как физическая реальность влияет на психическую. Иногда между физикой и психикой вообще нет никакой разницы - все, что появляется внутри, оказывается зеркальным отражением происходящего снаружи. И наоборот, когда в психике появляются ощущения или воспоминания, которые никогда не происходили в действительности. Другими словами, прошлое может вторгаться и полностью определять настоящее, либо между этими временами создается разрыв, в котором появляется выбор.   Вернемся, собственно к Бейсеру. Благодаря своему открытию он создает точку притяжения в осознавании, благодаря чему причина страдания из темных закоулков прошлого постепенно переползает на свет настоящего. Поэтому его утверждение о том, что будущее появляется из актуализированного настоящего, можно дополнить - прошлое это тоже форма развития настоящего.   Кстати, способность создавать прошлое - это способность невротическая, но которую психотик неспособен. Но это уже совсем другая история)  
Подробнее
17.02.2018 - Медитация и парадоксальные изменения
Обнаружилась интересная взаимосвязь между опытом медитации и теорией парадоксальных изменений Арнольда Бейссера. Попытка наблюдать какое либо эмоциональное состояние без его преждевременной интерпретации приводит к значительному усилению тревоги, поскольку в этот момент теряешь опору в представлениях о себе и кажется будто сами границы личности плывут и их необходимо удерживать. Слова гудят в голове, как цепи каторжника, в стремлении схватить расползающийся по швам привычный образ действительности.   Однако же, если не поддаться этому порыву, устойчивость возвращается, но происходит из необычного места, откуда раньше и представить себе не мог. Словно бы открывается второе дыхание. Этим местом оказывается особая телесная воплощенность, в виде едва уловимого движения, поставленного на паузу. Как будто оно всегда было здесь, но оказывалось незамеченным и от этого не значимым. Если дать этому действию продолжиться, то слова также приходят, но они оказываются новыми, с совершенно другим звучанием, от которого не возникает отвращения как от пищи, пережеванной дважды. Как если бы можно было нырнуть в потоке на глубину, а затем вынырнув, обнаружить себя посреди иного ландшафта.  Так парадоксальную теорию изменений можно проинтерпретировать следующим образом: движущая сила для изменений находится глубже чем намерение, которое проявляется в сознании. Поскольку на самом деле это намерение направлено не на развитие, а на избегание нового. Ибо новое, как известно, это хорошо вытесненное старое. Другими словами, как завещал Микеланжело, достаточно убрать лишнее, чтобы из куска мрамора появилась статуя. Если продолжить пользоваться метафорой про глубину - даже нет необходимости нырять, можно просто для начала перестать судорожно выныривать всякий раз, когда кажется, что дно уходит из под ног.  Хорошо бы научиться зависать в расфокусировке. Когда проявитель попадает на фотобумагу, ему необходимо время, чтобы полностью извлечь из серебряной пыли спрятанное там изображение. Если прекратить реакцию раньше, картинка так и останется бледной и размытой. Парадоксальным образом мы хотим ускорить процесс тем, что его останавливаем. Так и осознаванию необходимо время, которого катастрофически не хватает в режиме требования от себя полной ясности и всегдашней готовности к действию.   
Подробнее
24.01.2018 - Выход там где вход
По следам семинара “Работа с эмоциональной зависимостью” Эмоциональная зависимость вырастает из ранних разочарований в отношениях с родителями и прочими опекунами и покоится на основательном фундаменте из сепарационной тревоги, внутриличностного расщепления и неустойчивой идентичности.  Это наследие прошлого приводит к нарушению коммуникации в настоящем, когда у партнеров нет возможности обмениваться посланиями о состоянии внутреннего мира, вместо этого вынуждая их наполнять контакт манипуляциями и требованиями.  С одной стороны, это препятствует развитию, с другой - защищает от столкновения с бессознательной тревогой. Бессознательный опыт выносится на границу контакта и в этом месте мы оказываемся в тупике - чтобы поменять коммуникацию, нужно изменить то, что лежит в ее основе. Но гештальт подход обладает “черным ходом” к этой ситуации. Его важнейший тезис звучит так - нет необходимости есть торт целиком и сразу;если мы можем отрегулировать то, что происходит на границе контакта между собой и другим, этого уже достаточно. Если у вас получается сохранять чувствительность к себе, когда ситуация требует противоположного, это важная победа.  Изменения прошлого происходят здесь и сейчас. В настоящем мы можем вернуться к тем урокам, которые когда-то пропустили, посколько раньше эти вызовы превышали пределы переносимости. А сейчас мы вполне готовы делать маленькие шаги к тому, что действительно важно.
Подробнее
13.01.2018 - Чем отличается опытный терапевт от начинающего?
Какое отличие между начинающим и опытным терапевтом можно считать существенным? Чем вообще определяется их разница? Первое, что приходит в голову - опытный терапевт осознан относительно своих интервенций, он точно знает, откуда движется клиент и где ему следует оказаться. Разумеется, при более тщательном рассмотрении, это оказывается совсем не так. Именно начинающий терапевт стремится сделать пространство своей работы максимально освещенным, тогда как опытный предпочитает действовать в полумраке. Начинающий терапевт связывает успех своей работы с точным следованиям правилам, но к успеху парадоксальным образом приводит противоположная установка. Разьидентификация с правилами наоборот подчеркивает терапевтическую идентичность и принадлежность к некоторому символическому пространству. Фантазм действует лишь тогда, когда он сам себя цензурирует и в этом смысле аналитический дискурс возможен когда терапевт действительно не знает, как он работает. Что, разумеется, вовсе не мешает ему строить различные гипотезы об уже состоявшейся работе. Эффективность терапевта возможна, если терапевт отказывается от необходимости быть эффективным. Вспомните любую ситуацию, к которой вы тщательно готовились - так или иначе оказывается, что самое прекрасное и запоминающееся случается внезапно, непредсказуемо и случайно. Также и в работе - все, что необходимо, уже присутствует в отношениях. В связи с этим предложу еще один тезис - только бессознательное оказывает влияние на реальность, тогда как усилия сознательной жизни направлены всего лишь на создание условий для его сокрытия, к счастью, ненадежного.
Подробнее
31.10.2016
Дорогие друзья! До начала конференции остались считанные дни - организаторы завершают последние приготовления, ведущие мастерских репетируют представление своих проектов, участники предвкушают насыщенную программу! И вот она. Предлагаем ознакомиться с тем, чем мы будем заниматься в эти праздничные дни. И еще - мы приготовили для вас несколько приятных сюрпризов, но об этом позже) 04.11 Пятница 10:30-11:00 регистрация 11:00-12:00 открытие конференции, лекция 12:00-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских: 1. Гагарина Татьяна “Ем и плачу” 2. Павлий Тамара “Чьих вы будете?” 3. Андреянов Алексей, Пестов Максим “Управление конфликтами” 4. Рыжков Константин “SFBT подход в психологическом консультировании” 14:00-15:30 обед 15:30-17:00 2-я параллель мастерских: 1. Любачевская Екатерина “В отпуск по уходу за внутренним ребенком” 2. Смаль Наталья “Между риском и привычкой” 3. Коневских Анна, Тихонова Людмила «Психотерапия. Пролог» 17:00 – 17:15 - перерыв 17:15-18:00 процесс группы для участников конференции 18:15-19:00 группа для ведущих процесс группы 05.11 Суббота 11:00-11:45 лекция 11:45-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских: 1. Любимкин Роман, Любимкина Элина “Экспресс-диагностика личных границ и психологической дистанции в паре' 2. Алеева Маргарита “Телесный тренинг Прикосновение” 3. Моисеева Анастасия Коневских Анна «Территория Женщин» 4. Гололобов Дмитрий, Гориславец Екатерина “Внутренний суслик и иллюзия контакта” 14:00-15:30 обед 15:30-17:00 2-я параллель мастерских: 1. Феклистова Надежда “Тайные лямки” 2. Зотова Елена “Телесные реакции при травме” 3. Головина Наталья “Голос как ресурс” 4. Тихонова Людмила, Пестов Максим “Грани зависимости” 17:00 – 17:15 - перерыв 17:15-18:00 процесс группы для участников конференции 18:15-19:00 группа для ведущих процесс группы 06.11 Воскресенье 11:00-11:45 лекция 11:45-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских: 1. Любимкин Роман “Ораторское искусство” 2. Гориславец Екатерина “Пограничный клиент” 3. Костина Елена, Латыпов Илья “Как выжить в паузе?” 4. Андреянов Алексей, Коневских Анна «Исследование сексуальности. Практика» 14:00-15:00 обед 15:00-16:30 2-я параллель мастерских: 1. Москаленко Светлана, Пестов Максим “Закрой глаза и смотри. Практика осознанности” 2. Алипова Виктория, Митина Лариса “Граница контакта и социальные сети” 3. Тихонова Людмила “Плейбек театр” 4. Бай- Балаева Екатерина Авторская мастерская 16:30 – 16:45 - перерыв 16:45-17:30 завершение конференции 17:45-18:30 собрание сообщества  
Подробнее
25.10.2016 - Расписание 4-й Дальневосточной конференции по гештальт-терапии
04.11 Пятница 10:30-11:00 регистрация 11:00-12:00 открытие конференции, лекция 12:00-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских 14:00-15:30 обед 15:30-17:00 2-я параллель мастерских 17:00 – 17:15 - перерыв 17:15-18:00 процесс группы для участников конференции 18:15-19:00 группа для ведущих процесс группы (тренерский сбор) 05.11 Суббота 11:00-11:45 лекция 11:45-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских: 14:00-15:30 обед 15:30-17:00 2-я параллель мастерских 17:00 – 17:15 - перерыв 17:15-18:00 процесс группы для участников конференции 18:15-19:00 группа для ведущих процесс группы (тренерский сбор) 06.11 Воскресенье 11:00-11:45 лекция 11:45-12:15 представления мастерских 12:30-14:00 1 параллель мастерских 14:00-15:00 обед 15:00-16:30 2-я параллель мастерских 16:30 – 16:45 - перерыв 16:45-17:30 завершение конференции 17:45-18:30 собрание Дальневосточного гештальт-сообщества   ссылка на мероприятие
Подробнее
24.10.2016 - Психотический опыт
Принципиальное различие терапии невротика от терапии психотика заключается в их отношениях с реальностью, как семантическим пространством. В первом случае, оно должно быть разрушено, как Карфаген, во втором - модернизировано и выложено изумрудной плиткой.   Приглашаю разобраться в этой метафоре всех неравнодушных в понедельник, 24 октября в зал групповой психотерапии ПТЦ (ул. Кубяка, 2) в 19-00. Продолжаем осенний сезон Гештальт-Лектория.  Тема "Психотический опыт" Участие - 500 р.
Подробнее
12
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования