Назад
Феномены группового взаимодействия

Отношения в группе можно разделить на несколько стилей взаимодействия. В первом случае один участник группы ощущает себя акцептором эмоциональных процессов другого участника. То есть взаимодействие остается односторонним. Фигурой контакта становится только изолированное действие, на которое можно реагировать по разному - действовать в ответ, интерпретировать, игнорировать, переживать токсические эмоции и так далее.

В другом случае я, как участник группы, не просто ощущаю на себе действие другого, но и рассматриваю это действие как часть его жизни и логики построения отношений. Мне становится доступным не только измерение моих реакций, но и пространство мотиваций другого, его жизненная ситуация. Это позволяет мне посмотреть на меня самого глазами другого, временно отождествиться с ним для того, чтобы пережить его необходимость поступать именно так, а не иначе. Теперь за действием я могу видеть фон, из которого оно вырастает и мне становятся доступными другие возможности для реагирования. Теперь я - это не только мои реакции на другого, я это еще и часть пространства отношений, которая вызывает подобные действия, я - соучастник, а не мишень.  

Эта перспектива является очень сложной для использования. Она предполагает отказ от Я-центризма и от привычного способа организации поля восприятия. В той ситуации мы словно бы одалживаем чужой психический аппарат и наблюдаем себя не как центр известной вселенной, а как одно из многих явлений, не сильно выделяющееся на общем фоне. Возможность сесть в чужое кресло и увидеть реальность под другим углом преломления является важной ценностью зрелой группы.

Также особенность группы состоит в том, что в ней одновременно происходят два процесса. Точнее, происходящее можно оценивать сразу в двух плоскостях. Во-первых, наблюдаемые процессы являются этапом развития групповой динамики, логика которой выражается в движении от отношений, обусловленных ролями и сценариями к близости через признание разницы и отдельности. Это сложный процесс, каждый этап которого с трудом укладывается в канву естественного развития, если смотреть на это изнутри. Но при взгляде из несколько дистанциированной мета-позиции универсальный и закономерный характер происходящего не может ставиться под сомнение.

Во-вторых, мы можем видеть, как общая групповая фигура и этапы ее развития преломляются через индивидуальные цели и задачи, которые ставит перед участниками групповая ситуация. Переживание неопределенности, характерное для группы как мини- модели окружающей реальности побуждает каждого участника к регрессу на ту стадию психо-социального развития, которая нуждается в окончательной проработке. Общая и индивидуальная задачи решаются одновременно. Группа делает акцент на необходимости преодоления личных сложностей для того, чтобы работать на благо группы и тем самым для себя, только на другом, более обобщенном уровне.

В переносе на терапевта проявляются те фигуры, которые уже существуют в группе между участниками, и которые не получают своего развития вследствие сопротивления. Поэтому любые агрессивные выпаду в сторону терапевта в групповом процессе направляются не к его человеческому образу, а к той роли, которую он играет в группе. Это не связано ни с оценкой его работы, ни с его полезностью или бесполезностью, ни с правильностью интервенций. Перенос на ведущего является необходимым инструментом, с помощью которого проявляются скрытые групповые темы. Понимание этого феномена придает устойчивость ведущему, который не стремиться сгладить противоречия, а наоборот, поощряет их развитие, тем самым подставляясь под агрессию участников. Задачей ведущего является таким образом, обозначение тем, которые он наблюдает, без воздействия на их развития. Ведущий скорее делает скрытые процессы в группе явными, чем замещает своей активностью активность группы.

Кроме переносов на ведущего в поле группы попадает множество переносов участников друг на друга. Задачей групповой динамики становится такое построение отношений, при котором прошлый опыт перестает мешать устанавливать адекватное взаимодействие с людьми из настоящего. Отыгрывание переноса в группе чаще всего приводит к разобщению участников и это не способствует его переработке. В этом смысле перенос скрывает за собой актуальную групповую ситуацию и не дает проявляться ее динамике.. Например, трудность удерживаться в позиции сиблинговой конкуренции создает невозможность обнаруживать интерес и признание других участников, что в свою очередь увеличивает объем группового бессознательного.  

Уважение к переживанию отличия другого человека это то, что цементирует группу, делает ее возможной. Задача группы не сливаться в экстазе и не уничтожать за инаковость, а продолжать существовать в поиске возможностей для взаимодействия.

Групповая проекция, которая неизбежно возникает на этапе ориентации в обстановке, имеет три источника возникновения - это личный материал, материал другого и материал ситуации. Таким образом, в ней содержится доступ к информации о том, как живет группа в целом. 

Вопрос который полезно задавать после группы - что осталось не выраженным, о чем нельзя говорить на группе, что кажется неуместным и неудовлетворенным. Этот вопрос представляет доступ к фигурам избегания, которые создают ландшафт группового бессознательного.  Эти феномены активно поддерживается одним или несколькими участниками. Например, фигурой избегания на ранних этапах развития группы является невозможность конкурировать с ведущими или в открытую выражать свое неодобрение происходящим. Это ограничивает степень свободы личного присутствия. Задачей ведущих группы в этой ситуации становится легализация фигур избегания и поддержка конфронтации с ней тех участников, которые ранее являлись ее проводниками.

Двойные послания на группе это способ остаться в одиночестве,  например, плакать и не говорить о чем, не связывать аффект с происходящим, не завершать коммуникацию или не направлять ее к конкретному участнику. Двойные послания это одновременно и обозначение своей позиции и дистанцирование от эмоциональной вовлеченности в происходящее. Например, можно рассказывать о трагической истории из “большой жизни” и не связывать этот рассказ с потребностью говорить об этом именно на этой группе и именно в этот момент времени. То есть всякая ситуация или тема, которая активно не связывается с групповым взаимодействием, является попыткой получить новый опыт без его переживания. Допустим, участник группы пытается понять для себя, зачем необходима злость. Спрашивает у других, какое знание они получают о себе, когда идентифицируются со своей агрессией. Когда он наконец начинает злиться на то, что его игнорируют, то перестает задавать вопросы и включается в отношения.

Взаимодействие между участниками в группе направлено не на модификацию их поведения, а для предельного обозначения собственной позиции. Говорить про другого человека на группе позволительно для того, чтобы дать возможность говорящему что-то понять про себя. Если на группе один участник говорит другому “ты меня злишь”, это не эквивалентно посланию “немедленно прекрати вызывать во мне отрицательные эмоции и покайся”. Это означает скорее возможность для дальнейшего контактирования и прояснения, поскольку ситуация перестала быть нейтральной и в ней появились новые фигуры интереса.

Одной из важнейших особенностей группового процесса, на мой взгляд, является безусловное вовлечение во взаимодействие всех его участников. На группе очень трудно отсидеться незамеченным, ибо она является целостным организмом и поэтому происходящие в ней процессы затрагивают все элементы системы. Индивидуальное сознание, опознавая себя как часть группового взаимодействия, обнаруживает в себе малоисследованные черты и качества. Соответственно, задачей групповой терапии, является возвращение в сознание отчуждаемых элементов, посредством их проживания и интеграции.

6652
Поделиться
#бессознательное
#осознавание
#психосоматика
#андреянов алексей
#привязанность
#идентичность
#константин логинов
#седьмойдальневосточный
#Хломов Даниил
#коктебельский интенсив 2018
#перенос и контрперенос
#диалог
#интерсубъективность
#символизация
#психическое развитие
#Коктебельский интенсив-2017
#четвертыйдальневосточный
#коневских анна
#шестойдальневосточный
#лакан
#азовский интенсив 2017
#третийдальневосточный
#развитие личности
#Групповая терапия
#новогодний интенсив на гоа
#психологические границы
#галина каменецкая
#пограничная личность
#пятыйдальневосточный
#зависимость
#объектные отношения
#федор коноров
#видеолекция
#вебинар
#завершение
#сепарация
#стыд
#психические защиты
#партнерские отношения
#кризисы и травмы
#символическая функция
#проективная идентификация
#катерина бай-балаева
#буддизм
#психологические защиты
#желание
#динамическая концепция личности
#наздоровье
#тревога
#агрессия
#людмила тихонова
#эдипальный конфликт
#эссеистика
#ментализация
#слияние
#контакт
#экзистенциализм
#эссенциальная депрессия
#посттравматическое расстройство
#материалы интенсивов по гештальт-терапии
#зависимость и привязанность
#4-я ДВ конференция
#неопределенность
#травматерапия
#елена калитеевская
#Хеллингер
#работа горя
#VI Дальневосточная Конференция
#привязанность и зависимость
#5-я дв конференция
#Семейная терапия
#сновидения
#работа психотерапевта
#пограничная ситуация
#панические атаки
#сообщество
#сеттинг
#кризис
#гештальтнакатуни2019
#алкоголизм
#переживания
#невротичность
#депрессия
#От автора
#теория Self
#постмодерн
#хайдеггер
#леонид третьяк
#даниил хломов
#научпоп
#экзистнециализм
#Индивидуальное консультирование
#осознанность
#свобода
#самость
#шизоидность
#сухина светлана
#денис копытов
#эмоциональная регуляция
#теория поля
#психотерапия и буддизм
#расщепление
#контейнирование
#лекции интенсива
#мышление
#сопротивление
#гештальт терапия
#кернберг
#что делать?
#гештальт на катуни-2020
#теория поколений
#алла повереннова
#конкуренция
#Архив событий
#азовский интенсив 2018
#латыпов илья
#философия сознания
#Новости и события
#выбор
#василий дагель
#клод смаджа
#время
#постнеклассическая эпистемология
#Другой
#постмодернизм
#вытеснение
#интроекция
#самооценка
#Тренинги и организационное консультирование
#self процесс
#гештальт-лекторий
#евгения андреева
#психическая травма
#коктебельский интенсив 2019
#семиотика
#случай из практики
#Обучение
#цикл контакта
#невроз
#галина елизарова
#архив мероприятий
#юлия баскина
#Ссылки
#алекситимия
#елена косырева
#Мастерские
#разочарование
#эмоциональное выгорание
#гештальнакатуни2020
#делез
#проекция
#елена чухрай
#онкология
#поржать
#костина елена
#отношения
#полночные размышления
#меланхолия
#тренинги
#Боуэн
#теория и практика
#означающие
#полярности
#медитация
#психотерапевтическая практика
#дигитальные объекты
#оператуарное состояние
#анна федосова
#феноменология
#истерия
#шопоголизм
#владимир юшковский
#структура психики
#личная философия
#признание
#ответы на вопросы
#психоз
#Бахтин
все теги
Написать комментарий:
Имя
Фамилия
Комментарии
Отправить
Вам так же могут
понравится эти статьи:
Ресурс незавершенности или где взять энергию для жизни?
Понятие незавершенных ситуация широко используется в гештальт-терапии. С одной стороны, весь человеческий опыт направлен на то, чтобы ставить перед собой задачи и достигать их максимально короткими путями, обеспечивая тем самым эффективную и качественную адаптацию в среде. Незвершенные ситуации это обуза, которую человек тащит за собой, тяжкая ноша, которую не получается сбросить и с которой не ясно, что делать. Между тем, прелесть незавершения заключается в том, что завершенность предполагает один-единственный вариант развития событий, тогда как в незавершенности сохраняется магическое очарование многих возможностей. Таким образом, в незавершенности всегда отсутствует последний шаг, который превращает завершенную ситуацию в необратимую. Незавершенные ситуации это галочки, поставленные в трудных местах текста, к которым хочется вернуться еще раз и прочесть их уже другим человеком, открывая новые, недоступные ранее грани смыслы. Незавершенные ситуации это текстуальные референции к прошедшим события, людям и временам, которые единой нитью сшивают различные части жизни, делая человека по настоящеиу цельным, а идентичность - непрерывной. Незавершенные ситуации это приправа из горьких трав, которая делает основное блюдо пикантным, а плавное скольжение человека из рождения в смерть - не таким легкомысленно скучным. Незавершенные ситуации это способ преодоления привычной семантической обреченности. Примерно такой текст можно было  написать, если бы мы хотели оставить читателя один на один с этой темой. Однако,  наш опыт подсказывает, что возможность проверить утверждения гораздо ценнее, чем сами утверждения, которые могут быть истинными для одного и совершенно безразличными для другого. Поэтому мы приглашаем проверить эти утверждения на мастерской. Тезисы, выносимые в качестве теоретической "затравки": - незавершенные ситуации аккумулируют большое количество неразвернутой энергии; - энергию, аккумулированную в прошлом, можно использовать в настоящем; - для высвобождения неразвернутой энергии и, соответственно, дестабилизации ригидной системы отношений, необходим приток энергии "психологического "поля. Другими словами, через призму группового сознания, человек как будто знакомится с тем, что никогда не случится в его собственной жизни, а именно - с элементами жизни других людей, тем самым на время покидая границы индивидуальности, для того, чтобы вернуться к ней с подарками. Завершать незавершенное не значит отправиться в прошлое, чтобы привлечь в свою жизнь давно ушедших из нее людей и вернуть давно минувшие события, скорее это возможность что-то сделать по другому сейчас, опираясь на свой незавершенный опыт и на опыт диалога об этом с другим. Попробуйте увидеть свою жизнь в новых красках! Для этого позвоните по тел.          8 (4212) 25-40-77 или напишите о своем желании здесь.
Подробнее
4773
Обучающая программа по гештальт-терапии в Хабаровске
25-27 декабря 2015 г. в Хабаровске стартует 11-я обучающая группа по программе Московского Гештальт Института  «Теория и практика гештальт-терапии. Интегративный подход».  Общество практикующих психологов «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД», Московский Гештальт Институт (член Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT), Международной Ассоциации Гештальт-терапии AAGT, FORGE.) приглашает принять участие в базовой программе подготовки "Теория и практика гештальт-терапии". Программа предназначена для психологов и психотерапевтов, социальных педагогов и врачей, а также студентов-старших курсов, желающих получить последипломное образование в области гештальт-терапии, а также всех интересующихся вопросами психологии. Программа организована в соответствии с образовательными стандартами Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). I ступень (1,5 года) «Основы гештальт-терапии» (6 трехдневных сессий) включает в себя знакомство с методом, теоретическими основами и историей возникновения метода, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе. Работа будет проходить в форме экспериментальной группы, где студенты кроме теоретической подготовки получают основы профессиональной рефлексии, опыт личной психотерапии, а также обучаются анализу личностных проблем в необходимом теоретическом контексте. Общая продолжительность I ступени: 180 часов работы в закрытых группах. Режим занятий: 6 тематических сессий по 3 дня , каждая с интервалами между ними по 2-3 месяца. По окончании I ступени выдается сертификат участия в образовательной программе МГИ с перечислением учебных тем и часов личной терапии, а также рекомендации руководителей программы к обучению на II ступени. ІІ ступень (2,5 года) «Теория и практика гештальт-терапии» (14 трехдневных сессий) рекомендована желающим профессионально заниматься консультированием и психотерапией. По мере овладения методом студенты будут иметь возможность работать с клиентом в группе под супервизией тренера. Также II ступень включает теоретическую подготовку, участие в конференциях, специализацию в одном из направлений. В процессе обучения вы познакомитесь с философией и методологией гештальт-подхода, побываете в роли клиента и убедитесь в эффективности (или бесполезности) этого метода лично для себя, попробуете разные техники гештальт-терапии, научитесь использовать элементы гештальт-подхода в работе и в своей жизни. Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы.. После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным. Формы и методы обучения: теоретическая подготовка (лекции и семинары), личная терапия (индивидуальная и групповая), супервизия, практикум терапевтической работы, написание и защита сертификационной работы. По завершению программы выдается сертификат, соответствующий стандартам Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT). Если Вы не преследуете своей целью получить профессиональную подготовку, группа поможет Вам научиться: - лучше понимать себя и других людей, чего вы хотите от своего настоящего и будущего - определять и удовлетворять свои истинные потребности - устанавливать, налаживать и поддерживать доверительные отношения с близкими людьми - эффективно переводить хронические конфликты во взаимовыгодные отношения - творчески справляться с возникающими противоречиями - быть открытым, честным и настоящим в общении, находить новые источники радости. Приходите! Будем интересно и полезно! официальная ссылка на программу и стандарты обучения МГИ http://www.gestalt.ru/content/?id=63772 Ведущие группы - сертифицированные гештальт-терапевты, участники супервизорского проекта "Совершенствование в гештальт-терапии" (г. Москва) Пестов Максим – врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, специалист по системной семейной терапии, 8-914-772-40-77 Коневских Анна – клинический психолог, психоаналитик, 8-962-502-05-05 Куратор проекта: Косырева Елена - гештальт-терапевт, супервизор, ведущий тренер МГИ Стоимость участия - 6000 р. за 3 дня. Группа проводится во время выходных. То есть, в пятницу начинаем в 14-00 и заканчиваем в 21-00. В субботу и воскресенье работаем с 11-00 до 19-00. Записаться в учебную группу и получить более подробные ответы на вопросы об обучающей программе, тренерах, стоимости и датах учебных сессий, Вы можете по телефонам ведущих или написав нам письмо на адрес  yasnijsokol@gmail.com  или в комментариях к сообщению на сайте.    
Подробнее
6187
Терапевтическая группа для жён алкоголиков или "Как жить в со-зависимости?"
Как понять, нужна ли Вам эта группа? - если Вы хотите контролировать резвость Вашего родственника - если ради этого Вы готовы принести в жертву свое благополучие и душевный комфорт - если Вы лучше знаете, что на самом деле нужно Вашему супругу, поскольку без Вас он окончательно пропадет - если Ваше второе имя - долг и ответственность - если Вы вынуждены быть сильной в окружении больных и беспомощных - если Вы даете больше, чем получаете - если Вы испытываете вину за то, что кто-то рядом страдает - если вы недовольны результами своих стараний и если Вам все это надоело приходите на группу, посвященную работе с созависимостью! Созависимые – это близкие родственники людей, страдающих алкоголизмом и игровой зависимостью, чья жизнь и поведение полностью находятся в зависимости от другого человека. Основная задача группы - профилактика срыва и рецидива заболевания через работу с окружением зависимого пациента.   Контроль - это травмирующая окружающих манипуляция людьми и обстоятельствами с целью обеспечения собственной безопасности. Если Вы желаете заботиться о своем родственнике - начните с себя! Подробнее про феномен со-зависимости в статье Ведущий группы - врач-психотерапевт Пестов Максим Запись на собеседование по тел. 25-40-77 Группа работает 1 раз в неделю. начало работы - сентябрь 2013 г.
Подробнее
2882
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования